Главная » Игры » Far Cry 5: Far Cry 5: история за кадром

Far Cry 5: Far Cry 5: история за кадром

В новом шутере Ubisoft секта «Врата Эдема» терроризирует жителей вымышленного округа Хоуп в штате Монтана. Слепо повинуясь своему лидеру Джозефу Сиду, сектанты запугивают людей, грабят их, принуждают к рабскому труду в поле и на строительстве — только так, по мнению злодеев, можно подготовиться к грядущему апокалипсису. А нам с вами авторы по традиции отводят роль добра с кулаками. Вернее, с пулемётом — иначе с такими врагами не справиться. Загибайте пальцы: христианские радикалы, вооружённые до зубов реднеки, бездействие властей, сепаратизм, шовинизм — выходит довольно гремучий набор тем. Неудивительно, что на Западе игра вызвала споры задолго до релиза.

Открытие Америки

По словам исполнительного продюсера Far Cry Дэна Хэя (Dan Hay), идея о переносе событий сериала в США посещала его давно — по крайней мере, со времён разработки третьей части. Но тогда у сотрудников Ubisoft ещё не было концепции, которая сразу бы привлекала внимание и в то же время была чисто американской. Хэй не стал бросать задуманное на полпути и оттолкнулся от лейтмотива Far Cry — исследования незнакомых уголков Земли. А что до сих пор остаётся неизведанным в Штатах? Секты, участники которых уединяются в провинциальной глуши, чтобы лелеять свои взгляды на мир, конспирологию и ненависть к правительству, — эта тема давно обыгрывается в поп-культуре, от книг и фильмов до интерактивных развлечений.

Только теперь за дело взялась не инди-студия масштабов Red Barrels, а одна из крупнейших компаний игровой индустрии. В качестве эксперта по деструктивным культам разработчики наняли Рика Алана Росса (Rick Alan Ross) — человека, который давно занимается изучением сект и депрограммированием, то есть освобождением участников радикальных движений в религии и политике. Перед консультантом поставили задачу: смоделировать «Врата Эдема» на основе личного опыта и реальных случаев, когда деятельность культистов выходила из-под контроля властей. Иначе говоря, Far Cry 5 — не просто фантазия о реднеках-маньяках, основанная на фильмах категории B.

«Вместо поверхностного понимания, какое даёт чтение газетных новостей, игра предлагает увидеть деструктивный культ изнутри, взаимодействовать с его участниками, проникнуться убедительностью и харизмой его лидера», — поделился соображениями Росс в одном из интервью. Он рассказал разработчикам о типичной стратегии сект, которые скупают частную собственность в захолустье и оказывают всё большее влияние на местную общину — вплоть до противодействия силам порядка. Объяснил, как должен выглядеть и вести себя лидер такой организации и как он вербует новичков. На основе этой информации команда Ubisoft и подыскивала исполнителя роли злодея — выбор пал на Грега Брайка (Greg Bryk), ставшего известным после съёмок в фильме Дэвида Кроненберга (David Cronenberg) «Оправданная жестокость».

Far Cry 5: история за кадром

Грег Брайк входит в образ Джозефа Сида.

В работе над Far Cry 5 Рик Росс, Дэн Хэй, а также сценаристы и дизайнеры Ubisoft опираются на реальные факты из истории США. Этот подход коренным образом меняет образ злодея в сериале. Вот как объяснил разницу исполнительный продюсер: «Мы делали сумасшедших персонажей, но это было безумие ради безумия. На этот раз мы рассмотрели злодея с позиции его убеждений, идей и веры в собственную правоту».

Бойня в Джонстауне

Обратите внимание на то, что происходит в игре. Джозеф Сид готовит свою паству к апокалипсису, войне сил добра и зла с последующим выживанием группы избранных — с этой целью он раздаёт экстремистам оружие. Антагонист не оригинален в своих проповедях и действиях. Ведь точно такая же история связана с личностью Джима Джонса (James Jones), лидера секты «Храм народов» и террориста, ответственного за гибель без малого тысячи человек, среди которых был конгрессмен Лео Райан (Leo Ryan).

В середине 60-х годов XX века Джонс обрёл славу миссионера, мецената и целителя. Будто заправский экстрасенс, он настраивал толпу на нужный ему лад, с первого взгляда угадывал проблемы и болезни прихожан, исцелял и даже воскрешал людей из мёртвых — по словам самого Джонса, на его счету было аж 518 «чудес» такого рода. Кроме заводных сеансов магии пастора отличала забота о малых сих: он кормил и одевал людей, помогал им с решением юридических и финансовых проблем, а их детям — с образованием. Но благолепие общины служило лишь ширмой, за которой процветали культ личности, вмешательство в частную жизнь и тотальное доносительство. Вот почему сбежать из этой церкви было гораздо труднее, чем угодить в неё.

Far Cry 5: история за кадром

Вождь «Храма народов» Джим Джонс.

«Предатели», как называл ушедших из секты Джонс, вдруг обнаруживали, что «Храм народов» завладел всем их имуществом, а вдобавок становились жертвами угроз и насилия. Пока собрания проповедника посещали знаменитости вроде актрисы Джейн Фонды (Jane Fonda), его сообщники запугивали детей, избивали провинившихся, стреляли в «предателей».

Но с Джозефом Сидом из Far Cry 5 Джонса связывают не только мания величия и террор. Как и вымышленный злодей, реальный начал с приобретения власти в глухой провинции, а уж затем перебрался в крупные города. Кроме того, он пугал простаков ядерным апокалипсисом, видения о котором посещали его с 1961 года, вооружал преданных сторонников и открыто конфликтовал с представителями власти.

Печальная развязка известна многим — её освещали почти все американские каналы и газеты. После таинственной смерти критика культа Боба Хьюстона (Bob Houston) деятельностью Джонса заинтересовались в ФБР. Чуя неладное, проповедник бежал из страны в Гайану, где прихожане «Храма народов» построили Джонстаун — трудовой лагерь с запретом половой жизни, права голоса и свободы совести. Под звучащий из громкоговорителя голос проповедника сектанты работали, молились, ловили беглецов и докладывали о малейших провинностях соседей по бараку — эти образы часто используют в поп-культуре, включая игры Outlast II, The Church in the Darkness и, конечно, Far Cry 5.

Far Cry 5: история за кадром

Игра детей в Джонстауне. Скоро они все умрут.

Но изоляция общины длилась недолго. Отец покойного Боба Хьюстона убедил конгрессмена Лео Райана съездить в Гайану с проверкой, тот согласился и, прибыв на место, был расстрелян. Когда Джим Джонс понял, что пути назад нет, он приказал отравить население лагеря (что привело к гибели 909 человек), а сам застрелился. Это произошло 18 ноября 1978 года. Впоследствии трагедия обросла конспирологией: дескать, убийство Райана на совести ЦРУ, которое хотело дискредитировать Джонса из-за его связей с СССР. Однако ответственности с бредящего о конце света безумца это вовсе не снимает.

Худший Кореш из возможных

Другая история, столь же трагическая, непосредственно коснулась консультанта Ubisoft Рика Росса. Он был единственным экспертом, который боролся с культом «Ветви Давидовой» в Техасе и комментировал действия сектантов в 1993 году, когда оперативники ФБР осаждали ранчо Маунт-Кармел близ города Уэйко. Так что Росс просто не мог не использовать этот опыт при обсуждении Far Cry 5.

Путешествуя по Израилю в 1985 году, адвентист Вернон Хауэлл (Vernon Howell) пережил то, что он позже назвал «озарением». Якобы высшие силы назначили полуграмотного и страдающего от дислексии паренька пророком — чтобы тот растолковал смысл «Откровения Иоанна Богослова» своим последователям. Пережив столь неоднозначный опыт, Вернон взял псевдоним Дэвид Кореш (David Koresh) и вернулся в родную общину «Ветвь Давидова» с радикальными идеями. С этого момента все члены культа принялись готовиться к концу света, для чего им понадобились винтовки, связи в преступном мире, хорошо укреплённый штаб на ранчо Маунт-Кармел, а также божье благословение на педофилию и многожёнство для лидера секты. Последнее, кстати, было не чуждо и Джиму Джонсу, считавшему себя единственным нормальным мужиком в «Храме народов».

Far Cry 5: история за кадром

Дэвид Кореш послужил прототипом злодея из Far Cry 5.

При всей его порочности, Корешу не откажешь ни в харизме, ни в целеустремлённости. Его внушения могли длиться по 18 часов подряд — бывшие адепты свидетельствовали, что в жизни не встречали человека, настолько хорошо знавшего Библию. Всего за несколько лет он избавился от конкурентов, завоевал непререкаемый авторитет в общине и превратил её мужчин из мямлящих раздолбаев в стрелков и спортсменов, какие сгодились бы в любой ОПГ по обе стороны Атлантики. Но в 1993 году делишками «Ветви Давидовой» заинтересовались власти, а именно Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатки. Там стало известно о переделке сектантами полуавтоматических винтовок в автоматы, что было запрещено законами штата Техас.

Чтобы изъять запрещённые «стволы» и арестовать виновных, агенты выехали к злополучному ранчо. Но, на их беду, об операции прознали журналисты, которые, сами того не ведая, предупредили «Ветвь Давидову» о подготовке штурма. Поэтому застать общину врасплох не вышло — завязалась перестрелка, унёсшая жизни четырёх представителей власти и шестерых сектантов. Тогда никто не знал, что осада Маунт-Кармел продлится с 28 февраля по 19 апреля.

На место прибыли оперативники и специалисты по переговорам из ФБР, но серьёзных результатов в диалоге с Корешем они не добились. А главным препятствием для применения силы были женщины и дети, запертые на ранчо, будто в тюрьме. Вот почему культистов решили взять измором: отрезали их от электричества и водоснабжения, будили по ночам светом прожекторов, призывами сдаться и песнями Нэнси Синатры (Nancy Sinatra). Затем подогнали танк и, сделав в стенах несколько проломов, пустили внутрь слезоточивый газ. Тоже напрасно: лидер культа заранее позаботился о химзащите. Только когда в Маунт-Кармел вспыхнул пожар, ряды фанатиков дрогнули. Кое-кто успел выпрыгнуть из окон — таких оперативники тут же валили на землю и, выкручивая им руки, кричали: «Где дети? Куда вы дели детей?» Техасский ветер разносил пламя по всему ранчо, счёт шёл на секунды.

Far Cry 5: история за кадром

Пожар на ранчо Маунт-Кармел в последний день осады.

Спасти женщин и детей не удалось — те либо сгорели заживо, либо были застрелены своим мессией. Дэвид Кореш назначил апокалипсис на 1995 год, но катастрофа опередила планы на пару лет — сгубив своих сторонников, безумный пророк выстрелил себе в голову. Когда вместо Маунт-Кармел осталось дымящееся пепелище, комментаторы раздули новое пламя, споря о виновных в трагедии. Конспирологии здесь развели не меньше, чем в случае с сектой Джонса, но выводы можно сделать аналогичные: маньяк утащил с собой на тот свет толпу одурманенных и несчастных людей.

Доверяй, почитай, повинуйся

Где Техас, а где Монтана, изображённая в Far Cry 5? Но дело вовсе не в географической локации, а в общих методах лидеров сект, в зомбировании и разрушении личностей по одной и той же схеме, в почве из страха и невежества, на которой процветают деструктивные культы. Поэтому контекст у экшена Ubisoft общеамериканский, даже общечеловеческий. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на ту же Монтану, где по сей день существует организация «Церковь вселенская и торжествующая».

Пускай культ и не связан с массовыми жертвами, в 80-е его участники чудили напропалую. Помимо веры в сотни божеств, духов и даже буддийских философов, сектанты ждали светопреставления. Катастрофа, по их мнению, должна была случиться из-за ядерной войны между СССР и США. Чтобы подготовиться к ней как следует, руководство культа в монтанском городке Гардинер решило закупить арсенал оружия и построить бункеры. На работу подрядили рядовых членов «церкви» — они бесплатно рыли котлованы, монтировали конструкции, обустраивали апартаменты внутри списанных нефтяных цистерн. И всё это — неподалёку от национального парка Йеллоустон.

Far Cry 5: история за кадром

Интерьер одного из бункеров «Церкви вселенской и торжествующей». На заднем плане видны её «иконы».

К счастью, ядерная война оказалась лишь фантазией паникёров, так что после смерти предводительницы культа Элизабет Клэр Профет (Elizabeth Clare Prophet) в 2009 году активность её паствы заметно поутихла. Зато теперь любой желающий может приобрести комплекс из пяти домов и автономного убежища в стиле Fallout за полтора миллиона долларов. Дорого, никто не спорит, но какие виды открываются: река, зелёные холмы, лес и заснеженные горы на горизонте! Именно такими пейзажами мы будем любоваться, воюя с фанатиками в Far Cry 5. Собственно, красота — это всё, что остаётся после истребления придурков с огнемётами.